Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Визитка
Вячеслав Мазуренко родился 20 июня 1985 года в г. Горьком. Успешно закончил Одесскую национальную юридическую академию и Институт подготовки профессиональных судей при этом вузе. После учёбы работал помощником судьи в Долгинцевском районном суде. В 2013 году назначен судьёй Ингулецкого районного суда. Через три года, в декабре 2016-го его избирают председателем Ингулецкого райсуда.
С женой Еленой, которая работает помощником судьи Долгинцевского районного суда (нынче находится в декретном отпуске), воспитывают сыновей Егора и Максима.
Хобби - футбол, настольный теннис, художественная литература.
- Вячеслав Вадимович, познакомьте, пожалуйста, наших читателей с коллективом, в котором в настоящее время являетесь руководителем.
- Он небольшой, но дружный. В основном сотрудники работают в суде уже более 5 - 10 лет. Руководитель аппарата Ольга Козаченко и её заместитель Елена Чарыева - одни из самых опытных. Добросовестны, во всём поддерживают коллег, обучают молодых. Также выделю помощника судьи Юлию Данилову и секретаря судебного заседания Александру Гусарову, которые работают со мной бок о бок. В коллективе царит взаимоуважение и взаимопонимание. Судьи в Ингулецком районном суде самые лучшие, все профессионалы с большой буквы. Самыми опытными являются Людмила Соловьёва, Виталий Попов, Наталья Князева. Также хочется отметить наших новых коллег Алексея Алексеева и Алексея Нестеренко, которые показывают себя действительно профессиональными судьями.
- Всё так гладко, всё так хорошо. Но почему же тогда со всех сторон на судебную ветвь власти валит такой поток негатива, реально падает уровень доверия к судьям? Более того, у граждан создаётся впечатление, что суд - это зло, и там работают только плохие люди.
- Тут дело ещё и вот в чём. Кроме качественного выполнения судьями своей работы (осуществления судопроизводства), очень необходимо и должное её освещение. Поэтому на всех наших коллегиях и собраниях я не устаю повторять: суд нужно сделать по-настоящему открытым, его спикерам намного чаще давать интервью, самим выступать в газетах, на радио и телевидении. Это нужно, чтобы граждане Украины видели судебную систему не только глазами одной из сторон - как известно, кто-то всегда остаётся недовольным судебным решением, - а представляли нашу систему по реальным делам судебного сообщества. Вы же согласны, что освещение многих событий вокруг судов проводится односторонне?
- Я с вами не только соглашаюсь в этом плане, но и выступаю против такого тенденциозного подхода своих коллег. Но и вы же с масс-медиа работайте прилежнее, а не для галочки. Хотя, по большому счёту, повышение авторитета судей зиждется прежде всего на защите прав человека, осуществлении честного судопроизводства.
- Мы в этом направлении усиленно и работаем. Поэтому я и пришёл в уважаемую мной «Домашнюю газету», чтобы показать, какие нелёгкие стоят перед нами задачи. И какие в этом плане позитивные шаги уже ежедневно делаются сотрудниками Ингулецкого районного суда. Я не раз видел недоумение у людей, которые обращаются к нам с заявлениями, и судьи с ними вежливо разговаривают, принимают документы, разъясняют дальнейший порядок действий. Некоторые удивлённо говорят, мол, думали, что сейчас их будут выталкивать из суда, кричать. А тут - уважительное отношение. В такие моменты и меняется мнение о суде. Вот почему необходима коммуникация суда для исправления ошибочно сложившихся впечатлений о суде. Говорят, «делать не словом, а делом», но в данном случае нужно делать и словом, и делом.
- Вот и судебная реформа, которая сейчас проводится в Украине, кажется, имеет цель улучшить третью ветвь власти, сделать более прозрачным отбор на должности судей. Правда, скептики заявляют, что это всего лишь очередная декларация…
- А по-моему, нет. Вот впервые проводится конкурс в Верховный Суд Украины, и все имеют возможность онлайн видеть собеседования с кандидатами. Это раз. По реформе ликвидируются высшие специализированные суды, и функция кассационного суда возвращается в Верховный Суд. Будут образованы окружные суды. Это два. Сегодня лично меня интересует вопрос создания окружных судов в Кривом Роге. Пока не знаю, как это будет выглядеть: произойдёт объединение нескольких районных судов в один окружной или просто обойдутся переименованием.
Однако самый больной вопрос - это укомплектованность. Недопустимо, чтобы в суде со штатом 10 судей судопроизводство осуществляли только… двое судей, как в Долгинцевском районном суде. От этого страдают как граждане (увеличивается срок рассмотрения производства), так и судьи от большой нагрузки и постоянного напряжения. В Ингулецком районном суде в настоящее время ситуация улучшилась после принятия присяги двумя судьями - Алексеем Нестеренко и Алексеем Алексеевым, и после того, как в июне после более чем двух лет нахождения судьёй Виталием Поповым без полномочий в связи с окончанием пятилетнего срока он был избран бессрочно. Нынче в суде осуществляют полномочия пять судей, один судья в отпуске по уходу за ребёнком и одно место - вакантное.
- О степени зависимости судебной ветви власти что скажете?
- В Ингулецком районе Кривого Рога суд независим. За те годы, что я работаю судьёй, никакого давления на меня при осуществлении правосудия не было, как и угроз. Да и от коллег я ничего подобного не слышал. В то же время на законодательном уровне нужно более точно и бескомпромиссно закреплять финансовую независимость судебной ветви власти, поскольку материально-техническое обеспечение оставляет желать лучшего. К примеру, уже не одно решение Европейского суда по правам человека было вынесено и взыскана моральная компенсация с государства Украина, поскольку обвиняемый находился в зале суда в «клетке». Но по сегодняшний день в залах судебных заседаний Ингулецкого районного суда лишь в одном зале заменена металлическая клетка на современную с прозрачным стеклом (пластиком). Ещё отправка почтовой корреспонденции иногда останавливается, поскольку отсутствует финансирование на почтовые марки.
Следующая тема - судейское вознаграждение. Оно является одной из гарантий независимости судей, но последние годы путём внесения изменений в законы - размер этого вознаграждения ограничивают - вносят изменения, которыми откладывают его повышение, и т. д. И это, я считаю, является влиянием на судебную систему.
Словом, реформа нужна, и её должны проводить профессионалы. При этом мнение судебного сообщества обязательно учитывается! Новацией судебной реформы является «Совет доброчестности». Это действительно интересный замысел, но нужно очень тщательно выбирать членов такого совета, чтобы они могли и хотели должным образом реализовывать свою функцию, а не выполнять чьё-то задание. Очень надеюсь, что мы с вами увидим удачное завершение судебной реформы, которая позволит поднять авторитет судебной системы.
- Какой, по вашему мнению, опыт судейских систем других государств следовало бы перенять Украине?
- Нужно перенимать лучшее от любой передовой страны, но и не забывать о наших особенностях, обычаях. Вот в уголовной юстиции США мне нравится то, что в суд поступает около… 10 % всех производств. Другие решаются путём заключения соглашений. Это существенно уменьшает нагрузку на суд, поскольку даже в нашей стране в большинстве уголовных производств обвиняемые вину признают, их вина доказана следствием, и вполне возможно заключение соглашений. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет такую возможность, но стороны не всегда ею пользуются в Кривом Роге.
По гражданским спорам есть необходимость введения досудебного урегулирования споров, которое предусмотрено в хозяйственном процессе. Что касается самой судебной системы, то поступали предложения сделать должности судей выборными, как депутатов, и проводить каждые пять лет выборы. Мне же кажется, это спорный вопрос и предложение. Кто будет финансировать такие выборы, рекламную кампанию, по какому принципу будут выбирать? Каждая идея имеет право на существование, но всё должно быть взвешенно.
- Ваш коллега председатель Саксаганского районного суда Алексей Евтушенко инициирует объединение судей в ассоциации, такие, как, например, Ассоциация следственных судей Украины. Как вы относитесь к такой идеи?
- Вполне положительно. Для повышения судейского авторитета можно было бы объединяться в ассоциацию судей города Кривого Рога. Такой замысел нужно внедрить в жизнь, чтобы делиться опытом решения спорных вопросов, выхода из конфликтных ситуаций. Тогда, уверен, появятся и совместные выступления перед СМИ, обращения с предложениями по совершенствованию судебной системы, обнародование или опровержение информации.
Работать в этом направлении мы уже начали. Подтолкнула жизненная необходимость, так как в большинстве случаев судьи общаются только в коллективе и редко - с судьями других семи судов, включая Криворожский районный. Практика рассмотрения определённых категорий производств, опыт общения и объединение может стать положительным. Но тут есть одна, так сказать, запятая.
- Какая же?
- Существенная. В последнее время в городе активно действуют «активисты», и не все судьи готовы к проявлениям явного неуважения как к участникам процесса, так и к самим судьям. Такие граждане называют себя активистами, но на самом деле они являются нарушителями порядка и провокаторами. Объединение судей могло бы дать возможность обсуждения путей решения разных инцидентов, помогало бы коллегам готовить совместные выступления, обращения, поскольку по одному нас не слышат. А вместе мы можем и эту проблему преодолеть.
- Среди юристов судьи, пожалуй, самые грамотные в профессиональном плане. Интересно, что вы скажете, к примеру, о квалификации криворожских прокуроров, которые поддерживают в судах обвинения от имени государства?
- В Ингулецком районном суде мы часто проводим рабочие совещания с правоохранительными органами, в частности со следователями и прокурорами. Анализируем системные ошибки, которые возникают с их стороны, что приводит к возврату прокурору обвинительных актов, то есть проводим аналитическую работу. Но должен вам сказать, что с назначением прокурора Романа Чубенко заместителем руководителя Криворожской местной прокуратуры № 1 количество возвратов обвинительных актов уменьшилось.
В то же время замечу, что обсуждение конкретных производств проходит исключительно в залах судебных заседаний. Делать это в кулуарах или где-либо категорически запрещено.
Что касается полиции, то первое, что приходит на ум, это качество исполнения принудительных приводов обвиняемых, свидетелей (их бывает от 10 до 20 в одном производстве), которые не являются на вызов в суд. Тут полицейские не всегда качественно выполняли свои прямые обязанности, что приводило в итоге к существенному затягиванию рассмотрения производств в суде. Но и в этом направлении есть улучшения, и всё чаще, объявляя принудительный привод обвиняемому или свидетелю, их доставляют в суд.
В начале года проводилось совместное совещание с начальником органа пробации Александром Василенко, в ходе которого обсуждали законодательное новшество «досудебный доклад»: в каких случаях он необходим и как наладить совместную работу для оперативного его составления, чтоб не затягивать рассмотрение дел.
- Это правда, что судья не имеет права давать любые советы, как использовать закон участникам процесса?
- Ему законом это запрещено делать. Для этого есть специалисты, адвокаты, также сейчас действуют региональные центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.
- Судья даже вне работы должен быть примером для окружающих, верно?
- И этим тоже повышается авторитет судебной власти. Но это не значит, что нужно бегать и во все стороны кричать, что ты судья. Нет, за порогом суда я Вячеслав Вадимович, хотя это не снимает с меня обязанности придерживаться кодекса судебной этики.
- Вы в быту делаете гражданам замечания, когда видите, что они нарушают общественный порядок?
- Часто! Правда, в нынешнее время на улице, видя правонарушение или преступление, не все граждане на них реагируют, делают замечания и вызывают правоохранительные органы. Это связано с тем, что, делая кому-то замечание, тут же наталкиваешься на агрессию. Человек явно не прав, но всё равно неадекватно реагирует на критику. Часто такие конфликты на улицах Кривого Рога перерастают в совершение нового правонарушения уже в отношении неравнодушного человека. Убедился в этом на личном горьком опыте в жилом массиве, где проживаю. Будучи помощником судьи, как-то возвращался с женой, сыном, собачкой из магазина. Стояли на светофоре, ждали, когда загорится зелёный свет, чтоб перейти дорогу. Но за пару секунд до зелёного света маршрутное такси останавливается прямо на «зебре» и водитель начинает высаживать пассажиров. Я тактично сделал замечание водителю. И услышал пару таких неласковых слов! На просьбу не выражаться нецензурно водитель выбежал к нам и продолжал конфликтовать. Никто не пострадал, но осадок остался, ведь человек, будучи не прав, неадекватно отреагировал на критику. И в конце концов, такие его выходки могут закончиться плачевно.
Остановил недавно и подростков, которые средь бела дня ради забавы натравливали бульдога на дворняжку. При этом я строго предупредил, что за такие действия они могут понести ответственность. Стоит мне только полицейских вызвать. Издевательство над перепуганной собачкой прекратилось, но раскаяния в глазах ребят не увидел.
- Несколько познавательных вопросов. Почему у судей первой инстанции чёрные мантии, а судей Верховного Суда Украины - бордовые?
- Судейская мантия - атрибут судебной власти, и судья осуществляет правосудие в мантии. Что касается цвета мантии, то в судах первой инстанции мантии чёрного цвета, в Верховном Суде мантии бордового, таким образом выделяя и показывая, что это самая высшая, последняя инстанция, решение которой окончательно. Мантии однотонны, чтоб показать беспристрастность судей, серьёзность судебного процесса. Недопустимы весёлые и радужные тона - ведь человек, придя в суд должен осознавать серьёзность, торжественность, статус и авторитет судебной власти.
- Судьи во время процесса улыбаются?
- И даже случаи из жизни рассказывают, если это нужно. К примеру, чтобы остановить ссорящихся в суде граждан. Виртуозом в этом был судья Александр Бардин, нынче он уже в отставке. Блестяще проводил судебные заседания. Во всём знал меру. Но если же производство касалось убийства, улыбки на его лице не увидишь.
Действительно, и я не такой уж суровый, в основном этого требует профессия, а в повседневной жизни я жизнерадостный - это и есть движущая сила жизни. Улыбаться нужно чаще - жизнь так коротка и так прекрасна!
Николай Крамаренко
Офіційне джерело: "Домашняя газета" №30 (1086) от 26.07.2017г.